чтобы иметь возможность общения на форуме, пройдите регистрацию.
зарегистрироваться сейчас

Техники гипнагогических образов, визуализации и "горшкообразного" дыхания.

Ответить
Аватара пользователя
Redwine
обитатель
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 23 май 2018, 10:28
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 27 раз

#1

Изображение



Техника гипнагогических образов.

1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для расслабления. Если нет — попробуйте применить последовательную релаксацию или 61-точечную релаксацию . Пускай все утихает, становится все медленнее, все расслабленнее, пока ваш ум не станет спокойным, как море в безветренную погоду.

2. Наблюдайте за видениями
Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые постепенно будут появляться перед вашим мысленным взглядом. Смотрите, как они рождаются и исчезают. Старайтесь наблюдать за ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в вашем уме такими, как есть. Не пытайтесь их остановить, а просто наблюдайте, независимо и безучастно. Поначалу вы будете видеть последовательность несвязных мимолетных видений. Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и, в конце концов, объединятся в связные сюжеты.

3. Войдите в сновидение
Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, позвольте себе быть пассивно «втянутым» в мир сна. Не делайте для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблюдать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему втянет вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил ваше внимание. Не забывайте, что теперь вы спите!

Комментарий
Наверное, самое сложное в этой технике — научиться входить в сон на 3-м этапе. Трудность состоит в выработке утонченной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с которой вы даете втянуть себя в сон. Как подчеркивал Поль Толи: «Не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет, поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению». Здесь требуется пассивное желание, сходное с тем, что описано в предыдущей главе в разделе о самовнушении. По словам Толи: «Вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попытаться пассивно дать перенести себя туда». Тибетский учитель дает похожий совет: «Осторожно наблюдая за своим умом, мягко ведите его в сновидение, как если бы вы вели за руку ребенка».

Другой подход к вхождению в осознанное сновидение, наиболее принятый в тибетских традициях, предусматривает беспристрастную визуализацию символа одновременно с концентрацией на гипнагогических образах. Символичность этих образов может помочь сохранить непрерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут представлены три варианта этой техники: два — из древних тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий — от современного учителя тибетского буддизма.

Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых упражнениях образы визуализируются в области гортани. Психофизиология йогов считает, что наше тело содержит «тонкоматериальные центры сознания», именуемые чакрами. Их семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позвоночника до макушки. Считается, что горловая чакра, одна из них, регулирует состояния сна и бодрствования. Состояние, в котором мы находимся — бодрствование, сон или сновидение — зависит от степени ее возбуждения. Любопытна параллель между функциями, приписываемыми горловой чакре древневосточными психологами, и установленной современными западными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и бодрствования. Я бы не стал отвергать, не проверив, утверждения таких дисциплинированных и внимательных наблюдателей как йоги, только из-за того, что они не укладываются в русло современной научной методологии — системы стандартов, которой не существовало, когда зарождалась йога. Напротив, я с нетерпением жду дальнейших научных исследований идей древнего Востока.


Техника "горшкообразного дыхания"
Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение непосредственно из бодрствующего состояния, приводимые здесь, включают специальный метод глубокого дыхания, именуемый «горшкообразным дыханием», из-за того, что нижняя часть живота при его выполнении надувается наподобие горшка. В следующем упражнении описана техника «горшкообразного дыхания».

1. Устройтесь поудобнее
Упражнения на релаксацию, медитацию и сосредоточение, предлагаемые в этой книге, можно выполнять в удобной сидячей позе, поскольку в положении лежа слишком легко уснуть. Но первое время вам все же рекомендуется делать это упражнение, лежа на твердой поверхности. Расстегните одежду на шее и в поясе. Закройте глаза. Руки сложите на животе, так, чтобы большие пальцы находились у основания грудной клетки, а средние соединились на пупке.

2. Наблюдайте за своим дыханием
Сделайте глубокий медленный вдох, а за ним такой же выдох. После этого дышите почти как обычно, только немного глубже и медленнее, следя за серединой своего живота. Обратите внимание на руки — вы увидите, что на диафрагму и мышцы живота ложится большая нагрузка по всасыванию и выталкиванию воздуха из легких. Прочувствуйте движения своего живота и обратите внимание, как работают различные группы мышц, когда вы ритмически наполняете и опорожняете свои легкие. Сконцентрируйтесь на точке, где начинается вдох — на границе между грудью и животом, наполняя легкие снизу вверх. Короче говоря, наблюдайте за своими ощущениями во время дыхания.

3. Дышите глубоко и медленно
Дайте своему дыханию войти в спокойный, но естественный ритм. Не делайте усилий, но следите за тем, чтобы диафрагма и солнечное сплетение своим движением способствовали «горшкообразному» округлению вашего живота на вдохе. Представляйте, как вы вдыхаете живительную энергию в форме света, который на выдохе выходит сквозь поры вашего тела. Почувствуйте, как этот «свет» протекает через легкие в артерии и капилляры, питая каждую клетку.

Отработка визуализации : техника белой точки.
. Перед сном
А. Примите твердое решение осознать состояние сна.
Б. Визуализируйте в гортани красную, ярко светящуюся букву «А» (см. комментарий ниже).
В. Сосредоточьтесь на излучении «А». Вообразите, будто оно освещает все вещи в этом мире, показывая, что в действительности они нереальны и являются субстанцией сна.
2. На рассвете
А. выполните 7 раз горшкообразное дыхание (см. предыдущее упражнение).
Б. 11 раз повторите свое намерение осознать природу состояния сна.
В. Сосредоточьтесь на точке цвета белой кости, расположенной между бровями (точка 1 на стр. 27).
Г. Продолжайте удерживать свое внимание на точке, пока не почувствуете, что спите.

Комментарий
Согласно доктрине йоги, каждая чакра имеет свой звук, или «коренной слог», связанный с ней. Коренной слог для горловой чакры — это «А», рассматриваемое как символическое воплощение Творческого Звука, энергия которого пробуждает мир к бытию (через понятия или как-то еще). Это представление имеет определенную аналогию с Евангелием от Иоанна, где сказано: «Вначале было слово…»
Если вам не удается осознать состояние сна с помощью техники белой точки, Йога состояния сна советует попробовать йогу черной точки, приводимую ниже

Отработка визуализации: техника черной точки.
1. Перед сном
А. Сосредоточьтесь на белой точке между бровями .

2. На рассвете
А. 21 раз выполните горшкообразное дыхание (см. упр. выше).
Б. 21 раз повторите свое намерение осознать состояние сна.
В. После этого сосредоточьтесь на черной точке размером с противозачаточную пилюлю, расположенной в основании воспроизводящего органа (точка 33 в схеме)
Г. Удерживайте свое внимание, пока не почувствуете, что спите.
Ответить

Вернуться в «Осознанные сновидения»