Нож в обереговом колдовстве

Ответить
Аватара пользователя
Дмитрий Архиватор
Администратор
Сообщения: 510
Зарегистрирован: 21 фев 2018, 14:05
Откуда: Новосибирск
Виды магии: Шаманизм, Руны.
Благодарил (а): 78 раз
Поблагодарили: 42 раза
Возраст: 34
Контактная информация:

#1

08 июл 2019, 08:26

Нож в обереговом колдовстве
Изображение
Повсеместно у славян нож и ножницы использовали для защиты лиц, находящиеся в ситуации «перехода»: беременных, рожениц, новорожденных и особенно некрещеных детей и молодоженов. Беременная женщина от сглаза носила в кармане складной нож. Наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож помещали рядом с роженицой (втыкали в косяк двери, клали под подушку, под кровать), чтобы защитить её от порчи и нечистой силы. Выходя из дома в шестинедельный период после родов, роженица должна была брать с собой нож, обычно затыкая его за пояс, пряча в кармане или за пазухой, чтобы её не могли испортить и чтобы она не могла причинить никому вреда своей ритуальной нечистотой. Нож, наряду с иглой, солью, угольком, куском хлеба, кусочком кирпича от печи и другими оберегами клали под подушку или под колыбель ребёнку, втыкали снизу в колыбель, чтобы защитить его от сглаза, не допустить к нему нечистую силу, которая могла бы обменять его на своего детёныша. Когда молодые выходили из дома, направляясь к церковь, перед ними в землю затыкали нож, и все участники свадьбы переступали через него. При постройке дома нож клали под передний угол острием на запад, чтобы дому и домочадцам никто не смог причинить зло, чтобы оно «укололось» об нож. Перед тем как надеть на себя новую сорочку, через неё пропускали нож, чтобы обезвредить порчу. Когда совали, навивали или ткали, за пояс затыкали нож, чтобы предохранить работу от сглаза.

Нож повсеместно использовали для охраны от нечистой силы и борьбы с ней. Ножом, как и другим железным предметам, вычерчивали магический круг, чтобы обезопасить себя от нечистой силы во время святочных гаданий на перекрестке или при добывании цветка папоротника в купальскую ночь; человек, которого давит мора, должен три раза обвести ножом вокруг дома (босн. Герцеговин.). Нож, косу, топор, серп клали на порог, на окно, втыкали в косяки дверей и ворот, чтобы в дом не могла проникнуть нечистая сила: иногда считалось, что колдун вообще не может войти в дом, потому что там, наряду с иконой и крестом, есть нож. Нож клали на ночь в постель, чтобы обезопасить себя от зморы (серб., хорв., далмат.,), стриги (хорв), вампира (серб), домового (в-бел), ходячего покойника (с-рус). Нож клали в гроб «нечистого» покойника: колдуну (полес) или вампиру (ю-слав), чтобы они накололись на него, если захотят встать из могилы после смерти. Чтобы избавить покойника от участи вампира, на то время, пока он лежит в доме, втыкали перед его головой большой нож (Босния). Если подозревали, что умерший может превратиться в вампира, то, чтобы предотвратить это, протыкали ему грудь, ноги и руки пятью старыми ножами или одним ножом и четырьмя щипцами боярышника.

В скотоводческой магии нож использовали как оберег скота от порчи, болезней, хищных зверей, ведьм и колдунов. При первом выгоне скота нож, как и ножницы, серп, косу, топор и другие железные предметы-обереги подкладывали под порог хлева, клали в воротах при входе в загон, следя, чтобы скот переступил через них, а также втыкали в землю или над дверями, через которые проходил скот, волочили с собой при обходе стада, махали ими крест-накрест над скотом. В «опасные календарные даты, например, на Ивана Купалу, наряду с другими острыми предметами и колючими растениями нож втыкали в стену, крышу, дверные проёмы хлева, подкладывали под порог, веря, что в этом случае ведьма не сможет проникнуть в хлев и отобрать молоко (полес.).
При использовании ножа в охранительных целях особую семантику имели такие действия, как втыкание ножа и закрещиванием ножом. Помимо того, что втыкание было одним из способов помещения ножа в охраняемое пространство (при затыкание его в колыбель, стену, дверной косяк, за пояс и пр.), в ряде случаев оно могло приобретать останавливающую семантику. Чтобы гром не ударил в дерево, под которым остановился человек, в дерево втыкают нож (полес.). Если «снился» покойник, чтобы прекратить это, втыкали нож внутрь дежи (полес.).

Втыкание ножа, с одной стороны, преграждало путь опасности, а с другой—символически «пригрождало» носителя опасности к одному месту. Считалось, что вихрь можно остановить, воткнув нож в землю,--в этом случае вихрь будет крутиться на одном месте, пока не вынешь нож (полес.). При приближении градовой тучи втыкали в землю нож, чтобы отвернуть град от посевов(серб.). Чтобы в доме не было блох, во время грома втыкали в землю нож и произносили: «Гром, гром, от блох»(укр.). При отправлении невесты в дом молодого, во дворе ее дома втыкали в землю нож, чтобы оградить её от порчи (полес.). Заговорный нож, воткнутый в землю, ограждал человека или скотину от нападения волков (в.-бел.); в день св. Юрия, в первый выгон скота затыкали нож под порогом избы, чтобы волк не тронул скот (бел.). В случае, если корова не возвращалась на ночь домой, знахарь «засекал» потерявшуюся скотину, затыкая заговоренный нож в стену сеней. Полагали что, пока нож будет воткнут в стену, корова останется недоступной для хищников (полес.).

Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура
Ответить

Вернуться в «Славянская магия»