Асты - плата за камлание. После камлания полагается, чтобы специальный человек проводил шамана до самой его юрты. Тот, кто пригласил шамана, преподносит ему "асты' - плату за 'лечение". Делать что-то даром у шаманов не полагается, так как все принесенные дары идут не только шаману, но и духам, а задаром духи помогать не станут.
Размер вознаграждения зависит от имущественного положения больного. Состоятельные люди могут преподнести в дар шаману овцу, козу, теленка, двухлетнего вола, несколько голов мелкого или крупного рогатого скота. Выделенный погонщик отводит стадо, отданное в жертву шаману, до его аала. Богатый больной может вознаградить шамана также конем с седлом и наборной серебряной сбруей. Бедные больные предлагают в качестве вознаграждения за камлание войлочное покрывало, войлочный ковер с узорами, аркан и конские путы, а женщина-вдова - две-три выделанные шкуры барана. Очень бедные люди отдавали в "асты" последние личные вещи и предметы украшения: мужчины - летний халат - тон, шубу, огниво, нож и чалаа-кара из черных шелковых ниток, которую прикрепляли раньше к кончику кос, женщины - кольца чавага из серебряной орнаментированной пластинки, которую получали в день свадьбы и носили в косах боошкун - ожерелье из бус, которое прикреплялось на кончике кос.
Существует несколько вариантов асты. Первый из них подразумевает добровольное жертвоприношение, второй — оговоренную заранее плату. В любом случае в асты не входят дополнительные жертвы, которые приносит больной в процессе лечения своим духам- хранителям, предкам и общим высшим божествам, поскольку ни шаману, ни его духам от этого ничего не перепадает. Плата духам шамана может быть внесена как до, так и после камлания.
"Кто просит много, много и отдает,
поэтому сколько дашь, столько и получишь"
сказала тувинская шаманка Альбина Гава-Самбу