чтобы иметь возможность общения на форуме, пройдите регистрацию.
зарегистрироваться сейчас

Магические кольца

Ответить
Аватара пользователя
Piravky
обитатель
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 09 июн 2018, 19:37
Поблагодарили: 24 раза

#1

Магические кольца




Тема волшебных предметов — т.е. предметов, являю­щихся носителями магической Силы, — широко распро­странена в европейской сакральной Традиции. Святой Грааль, волшебное оружие воинов, посохи магов, всевоз­можного рода талисманы и амулеты... Но самым «популяр­ным» ныне предметом такого рода являются, вероятно, магические кольца, огромную роль в формировании совре­менного «широкого интереса» к которым сыграла, несом­ненно, знаменитая трилогия Дж.Р.Р.Толкиена.

Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее сканди­навскому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размножению (хотя дети Драупнира такой способно­стью уже не обладают):

Восемь колец на девятую ночь из него возникают.

о (Старшая Эдда, Скирнир, 21)

Немало магических колец известно нам и по европей­ским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скан­динавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис,

которое — вкупе с золотым магическим шлемом — было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Черного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале.

Другим магическим кольцом владел Овэйн сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и — согласно валлийским источникам — рыцарь короля Артура:

Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгед-ского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.

(Валлийские Триады)

Кольцо Овэйна, как указывается в «Мабиногионе», средневековом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием «Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И записано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими». В манускрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк: «Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его».
Изображение
Изображение


Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже вследствие своей особой формы. Дей­ствительно, традиция сохраняет огромное количество

примеров почитания кольцеобразной формы (причем неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, — это, конечно, «куриные боги», камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные «дырчатые» камни Ев­ропы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва (LlechRonw) или Дырчатый Камень (HoledStone). Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстие ем в центральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скре­пить заключенный брак рукопожатием через отверстие. Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и т.д. Однако вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.


Изображение

Как показывают данные археологии, кольца (в том числе — и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, на­пример, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно — и даже вероятно, — что в магических целях использова­лись и деревянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни,

Изображение


но относительно редко — в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зер­ни, скани, создавая подчас поистине великолепные изделия. Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета — кольца в том числе — вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учетом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют, например, находки комбинированных ма­гических колец — серебряных со вставкой из меди.

Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:
Пусть никого не дивит — сомнение здесь неуместно, — Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила: В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.

Марброд Реннский, XII век

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений — Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший — описывали свойства растений, животных и камней, в том числе — и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V — начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Рейнского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда — и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси «Прохладный Вертоград».
Однако нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в маги­ческий инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обла­дает и любой другой кусок чистого кварца...
Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологи­ческих находок содержат десятки и даже сотни средневе­ковых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку. Однако сейчас нас более всего интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.
Так, на упомянутом выше агатовом кольце, хранящем­ся ныне в Британском Музее, выгравирована следующая руническая надпись:


Изображение


Надпись переводу не поддается, но по мнению Н:Пен-ника это — «кольцо силы, предназначенное приносить магический успех носителю».
Там же — в Британском Музее — хранятся еще два магических кольца, изготовленных на сей раз из металла: одно — из золота, а второе — из бронзы, и несущих одинаковые непереведенные рунические надписи, связан­ные, вероятно, с предыдущей:

Внешняя сторона кольца:

Изображение


Внутренняя сторона:

Изображение

Внутренняя надпись здесь, скорее всего, представляет собой триадное руническое заклинание (см. тему 5 второй части настоящего курса).
А вот на знаменитом Ланкаширском волшебном кольце лишь часть знаков надписи выполнена рунами (остальное — латиницей).


Изображение
Изображение

Этот относительно распространенный прием появился на северо-западе Европы после введения латинского алфавита: некоторые маги стали применять в своих надписях одновременно латинские и рунические буквы. О цели такого смешения мы уже говорили при рассмотрении магии отдельных рун — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать возникнове­ния рунической комбинации с непредсказуемым действи­ем. Такова и надпись на ланкаширском кольце, которая сама по себене имеет магического значения и переводится следующим образом: «Этрэд владеет мною, Эанрэд сработал меня».
А. Платов. Практический курс рунического искусства
Ответить

Вернуться в «Рунические практики»