чтобы иметь возможность общения на форуме, пройдите регистрацию.
зарегистрироваться сейчас

Четыре архетипа Северной Традиции

Ответить
Аватара пользователя
Talula
путник
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 20:14
Виды магии: Рунная магия
Контактная информация:

#1

Стороннему наблюдателю, вероятно, покажется странным четкое разделение главенствующих божеств пантеона Северной Традиции на два рода. Однако при более глубоком изучении вопроса становится понятно, что оно имеет глубокий смысл и отражает дуальность мира.
Асы

Итак, что же известно нам из источников о роде асов? Бог Один воплощает в себе архетипы поэта, мудреца, колдуна и в то же время могучего воина-полководца. Тор – защитника, Хеймдалль – стража, Бальдр – доброту и сострадание, Фригг – Старшую Мать. Методом индукции мы приходим к выводу, что все боги из рода асов – воплощения идеальных человеческих архетипов. Идеальных потому, что архетипические образы в лице богов приближены к совершенству, однако полностью совершенными не являются, что не раз подчеркивается в текстах Старшей Эдды. С другой точки зрения, ошибки боги совершают осознанно, то есть смысл этих ошибок прекрасно известен им самим. В таком случае архетипический образ богов можно считать полностью совершенным.



Однако вернемся к теме статьи – характеру самих архетипов.

Образ асов в мифологии больше соответствует понятию правой, мужской стороны. То есть мир асы воспринимают в большей степени путем разума, а не чувств. Накопление же мудрости – путем осознания и структуризации воспринимаемого, а не восприятия как такового. Непосредственный пример такого накопления мудрости – получение Одином рун после мистического опыта.

К слову, о колдовстве. При рассмотрении вопроса данной статьи немаловажным фактором является характер колдовства, присущий асам и ванам. Не зря современные последователи Северной Традиции четко разделяют гальдр – магию асов и сейд – магию ванов. Важнейшее колдовское орудие асов – Слово и возможность его передачи разными способами. В песни гальдра в первую очередь ценится Слово (что и отличает ее от песни сейда). По сути магия гальдра – это ритуальная магия, инструментами которой является заговор, или песня и руны, оба воплощают в себе Слово.
Ваны

О ванах нам известно совсем немного. Источники дают нам имена всего трех ванов – Ньёрда, Фрейра и Фрейи, где Ньёрд воплощает силы моря и ветра, Фрейр – неба и мужской силы плодородия, а Фрейя – земли и женской силы плодородия. Налицо культ плодородия, пришедший со стороны и адаптированный под скандинавскую местность. Главенствует среди ванов Ньёрд – хотя бы потому что он отец Фрейра и Фрейи. Именно море в представлении древнего скандинава было необходимым для выживания элементом. Важно это понять и принять, так как для нашей местности (то есть для европейской части России) таким элементом с древних времен остается земля.

Ваны воплощают силы природы, проявленные в полной своей мощности. Вопрос об идеальности и совершенстве ванов не стоит, так как силы природы сами по себе идеальны в своем балансе и проявлениях. Образ ванов соответствует левой, женской стороне. То есть восприятие мира у ванов происходит через эмоциональную сферу, а накопление мудрости – путем первичного, подсознательного восприятия мира «как он есть».

Колдовство ванов – сейд – ближе всего к современному понятию шаманизма. Это интуитивное колдовство, основанное на чувстве, ощущении и резонансе с миром. Песня сейда, отличающаяся от песни гальдра, как уже упоминалось, отсутствием слов, имела свое особое название – варлок, то есть песня, созывающая духов, проще говоря, Зов. Помимо созыва духов, такие песни служили инструментом входа в транс. Возможно, варлоки пошли от еще более древнего искусства, характерного для скандинавских стран, – кулинга (kuling). Эти песни без слов, практически не имеющие мелодии и больше напоминающие крики зверей и птиц, исполнялись исключительно женщинами. Архаичность магии ванов говорит нам о глубокой древности ее носителей.
Турсы

Несмотря на то что турсы не являются божествами (так же, как и альвы, о которых речь пойдет далее), для полноценного понимания рассматриваемого вопроса необходимо коснуться и этих существ.

На первый взгляд турсы олицетворяют жадность, грубость, неотесанность, однако это лишь часть их сути. Турсы – древнейшие существа во всех девяти мирах. А древность подразумевает и мудрость если не всех представителей рода, то хотя бы некоторых. Таков, например, Мимир – хранитель источника мудрости. Этот турс был столь мудр, что даже после его смерти Один оживил его голову и периодически советовался с ним. В сагах также иногда встречаются мотивы «споров мудрости» с йотунами (каменными великанами).

Турсы – существа хтонические, символизирующие изначальные силы Природы и Космоса. Хрим-турсы воплощают силу Льда, муспелль-турсы – силу Огня, а йотуны – силу Камня. Именно из этих трех изначальных стихий, по представлению скандинавов, появилось все остальное. Колдовство турсов схоже с колдовством ванов, только оно еще более интуитивное, подсознательное и настолько естественное, что уже и не считается колдовством. А вот образ мышления, судя по упоминаниям о мудрости (имеется в виду «асовская мудрость», поскольку древние скандинавы не делали различий), ближе к асовскому типу.
Альвы

Альвы, или эльфы, – своего рода духи полей и лесов. Больше всего информации о них содержит поздний исландский фольклор. Альвов там называют сокрытым народом – жителями холмов. Несмотря на многочисленность рассказов и легенд, большинство из них не переведено на русский, что, несомненно, затрудняет восприятие альвов путем изучения источников (что, впрочем, не мешает восприятию через собственный духовный опыт). Однако по той информации, что имеется на данный момент, можно сказать, что магия альвов больше похожа на магию асов, только носит более природный характер. Например, по легендам, Сэмунд Мудрый (предположительный создатель Старшей Эдды) учился магии именно у альвов. А вот тип восприятия мира у альвов больше схож с вановским, такой вывод можно сделать из того, что альвы, так же, как и ваны, являются силами природного характера.

Заметим также, что в хвалебных висах часто встречается формулировка «асы и альвы» и никогда «ваны и альвы», что указывает на некую особую связь между ними, выражающуюся либо в крайнем их различии либо сходстве.
Стороны света

Подходя к выводам из вышеизложенного, следует обратить внимание на еще один фактор – разделение архетипических образов по сторонам света. Помимо философского, оно имеет и практическое значение в духовной ветке традиции и особенно в ритуалистике.

Итак, четыре рода существ можно представить как четыре стороны света, подобное расположение имеет непосредственную привязку к солнечному циклу и значению архетипических образов.

Восток. Солнце, встающее на востоке, символизирует начало существования Мира. Именно изначальные силы природы (огонь, лед и камень) представляют три рода турсов – муспелль-турсы, хрим-турсы и йотуны. Восточная сторона символизирует переход от Ночи к Дню, т.е. завершение одного этапа и начало другого.

Юг. Солнце находится на пике своей силы, дарующей жизненную энергию всему живому. Южную сторону представляют ваны, непосредственно связанные с летним временем и силами плодородия.

Запад. Закатная сторона символизирует переход от Дня к Ночи, на одной стороне стоят светлые альвы, на другой – подземные жители цверги. Альвы противопоставлены турсам, так как олицетворяют силу природы после ее «переработки» асами для жизни человека, то есть силу природы в том виде, в котором мы видим ее сейчас. Важно понимать, что альвы, как и турсы, – сущности, состоящие из смешанных архетипов (о чем сказано выше), что отражается в их расположении относительно сторон света и солнечного цикла (восходная и закатная стороны).

Север. Эта сторона всегда являлась стороной предков, стороной мудрости и древних Знаний (именно в асовском понимании, необходимо помнить, что мудрость ванов относится к знаниями другого толка). Северную сторону олицетворяют асы. Как говорилось ранее, восточная сторона символизирует переход от Ночи к Дню, то есть переход от одного этапа к другому. Как известно, асы и турсы находятся в состоянии постоянной войны, именно эта вражда и является движущей силой Мира, ведь без разрушения невозможно новое начало.
Человек

Посередине четырех сторон света стоит человек. Человек смотрит в одном из направлений и, как правило, это направление является «смешанным». Проще говоря человек сам не имеет архетипического образа, он является пятым связующим элементом, вмещающим в себя один или два архетипа.

Четыре основных архетипа (крайне редко встречаются в жизни в чистом виде)

В центре четырех сторон света стоит человек. Он смотрит в одном из направлений и, как правило, это направление является «смешанным». Проще говоря, человек сам не имеет архетипического образа, он выступает пятым, связующим элементом, вмещающим в себя один или два архетипа.

Четыре основных архетипа (в чистом виде в жизни встречаются крайне редко)

Человек, смотрящий на север (архетип асов). Такому человеку присущ аналитический склад ума, при решении задач он в первую очередь руководствуется разумом. Он постоянен, и данное им слово имеет силу действия. Он жесток в своих действиях и практически не считается со «второстепенными персонажами», что часто нарушает баланс ситуации. Может использовать хитрость и ложь, однако они всегда укладываются в некую систему правил, созданную им самим или принятую в обществе. Имеет четкое представление о таких понятиях, как честь, справедливость, закон, и защищает их определения, однако не всегда способен выйти за построенные им же рамки.

Человек, смотрящий на юг (архетип ванов). Такому человеку свойственен эмпирический метод познания, чувственное восприятие. При решении задач он в первую очередь руководствуется своим сердцем. Он непостоянен, его настроение изменчиво. Как правило, умеет обольщать, обладает красивым телом и большим потенциалом в сексуальном плане. Фиксированных словами и определениями правил для него не существует, однако есть некое внутреннее ощущение правильности или неправильности происходящего, на основе которого он часто принимает решения. Не всегда может освободиться от собственных эмоций, часто индульгирует в собственных чувствах и не может перейти к действиям.

Человек смотрящий на Восток. (архетип турсов) Практически лишен возможности испытывать некие тонкие чувства и эмоции, их заменяют достаточно примитивные и первобытные. Крайне консервативен, порой груб, но не потому что хочет обидеть, а просто не думает о чувствах других людей. Достаточно сложно воспринимает новую информацию и хорошо сохраняет уже полученную, однако передавать ее в устной форме получается редко из-за крайнего занудства. Бывает невыносимо вреден и ленив, чаще всего обладает большей физической силой от рождения, но не всегда умеет ее применять. Его консерватизм и сложность усвоения нового чаще всего приводит к ограниченности, однако делает таких людей мастерами избранного дела.

Человек смотрящий на Запад. (архетип альвов) К таким людям относятся творческие личности – художники, писатели, поэты, – о которых говорят: «он не от мира всего, но он гений». Причиной тому – ярко выраженная левая сторона, то есть сторона подсознания, отвечающая за вдохновение. Основная движущая сила таких людей – творческие порывы, и это чревато частыми меланхолиями и состояниями кризиса в моменты отсутствия этой силы. Их картина мира, как правило, не соответствует общепризнанной, относится к классу богемы. Лишить такого человека источника вдохновения и возможности творить означает фактически убить его.

Четыре смешанных архетипа (наиболее распространенные вариации)

Человек смотрящий на Северо-запад (смешанный архетип асов и альвов) В основном он полагается на логическое мышление, однако часто неосознанно обращается к своей интуиции. Ему не чуждо чувство внезапного вдохновения, которое вместе с логическим мышлением выдает материал творческий и вместе с тем доступный для восприятия масс. Обычно он верен своему слову, однако иногда может поддаться чувственному потоку. Нередко находится на распутье, где пытается разумом осознать свою творческую составляющую, что приводит либо к развитию, ведущему к совершенству, либо к долгому застою.

Человек смотрящий на Юго-запад (смешанный архетип ванов и альвов) Поток вдохновения и чувственное восприятие мира, как правило, приводят к созданию шедевров в своем роде. Безумно привлекательны для противоположного пола, однако очень сложны в отношениях. Эмпирический способ познания ограничивает возможность логического описания – как его составления, так и принятия. Также такой человек часто индульгирует в собственных эмоциях, что усложняет принятие твердых решений, то есть решений, за которыми следуют соответствующие действия.

Человек смотрящий на Северо-восток (смешанный архетип асов и турсов) Сложен в общении, однако хорош в любой физической работе. Встречаются признаки крайнего консерватизма, однако они компенсируются высокой сообразительностью в выбранном деле. Однако это приводит к сложностям в дальнейшем развитии, крайне сложен переход в качественное новое состояние. Постоянен в своих решениях и действиях, если это не связано с эмоциональной средой. Эмоциональный спектр достаточно примитивен и практически не контролируется разумом, что порой доставляет множество проблем, если это сопровождается деструктивными эмоциями.

Человек смотрящий на Юго-восток (смешанный архетип ванов и турсов) Спектр испытываемых эмоций достаточно широк, однако их переживание бывает утрированно сильным. Порой пытается полагаться на свой разум, однако часто вынужден обращаться к эмоциональной сфере при компенсации отсутствия рациональных описаний. В меру консервативен, однако крайне уверен в принятой им точке зрения, даже если она ошибочна. Боится самообмана и при его обнаружении подсознательно маскирует его построением иллюзий. Как правило, достаточно привлекателен для противоположного пола, однако из-за сложности характера не всегда способен завести долгие отношения.



(с) Сигурд, годорд Скидбладнир
Загадочный странник с печальным лицом,
Когда в последний раз ты видел собственный дом?
Ты должен идти туда, где властвует мрак,
Такая судьба твоя Ведьмак.
Ответить

Вернуться в «Теория»