чтобы иметь возможность общения на форуме, пройдите регистрацию.
зарегистрироваться сейчас

Фенрир

Ответить
Аватара пользователя
Дмитрий Архиватор
администратор
Сообщения: 1061
Зарегистрирован: 21 фев 2018, 14:05
Откуда: Новосибирск
Виды магии: Шаманизм, Руны.
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 382 раза
Возраст: 39
Контактная информация:

#1

…привязь не выдержит —
вырвется Жадный.
Изображение
Из всех детей Локи самым загадочным и непонятным всегда казался Фенрир: отведенный ему статус простого чудовища вызывает недоумение на фоне тех божественных атрибутов, которые обрела Хела, и той известности, которую получил благодаря мифам Иормунганд. Но все же и у Фенрира есть свои последователи, находящие в себе немало общего с этим яростным и неукротимым зверем, — даже если это отождествление основывается не на подлинном понимании его сущности, а всего лишь на бессмысленной тяге к насилию.

Фенрир — сын Локи и Ангрбоды и воплощение чистой, беспримесной маскулинной энергии в космологии рёкков. Обычно он пребывает в облике волка, огромного и чудовищного: если он разинет пасть, то верхней челюстью упрется в небо, а нижней — в землю. Когда Фенрир появился на свет, асы поняли, какую угрозу он представляет для них и для всего космического порядка, а потому первым делом попытались обуздать его любовью. Тиваз, который изначально был богом войны, подружился с волчонком и кормил его. Но когда Фенрир подрос, асы увидели, что изменить его природу рёкка не удастся: ничего не оставалось, как попытаться заковать его в цепи. Вначале боги попытались сковать его цепью по имени Лединг, затем — другой, по имени Дроми, но Фенрир без труда разрывал все оковы. Тогда асы обратились за помощью к темным альвам и попросили выковать самую прочную в мире цепь. И темные альвы создали волшебную цепь Глейпнир, легкую и мягкую на ощупь, и вот из чего она состояла:

из шума кошачьих шагов,
из бород женщин,
из корней гор,
из жил медведя,
из дыхания рыб,
из слюны птиц.

Все это — вещи небывалые, не встречающиеся нигде (по крайней мере, на Земле), а поскольку их не существует, то и путы, созданные из них, невозможно было разорвать иначе, как в назначенный срок, то есть в день Рагнарёка. В сущности, цепь Глейпнир была выкована из самого Вирда и пронизана насквозь его космической силой. Она столь же неосязаема и непостижима, как и сам Вирд; Вирд невозможно определить исчерпывающим образом, и точно так же невозможно добыть те вещи, из которых состоит Глейпнир. И поскольку эта цепь была выкована из Вирда, у нее изначально имелось особое предназначение. Срок ее действия тоже был задан изначально, а уж когда этот срок истечет — зависит только от Вирда.

Асы уговорили Фенрира отправиться вместе с ним на пустынный остров Лингви посреди озера Амсвартнир, озера Черного Горя. Прибыв туда, она предложили Фенриру еще раз испытать свою силу и попробовать разорвать новую цепь. Волк согласился, но неохотно, поставив условием, чтобы кто-то из богов вложил ему в пасть свою руку — в залог того, что асы его освободят, если он не пройдет испытания. Только Тивазу достало отваги и чести принять это условие, и когда асы нарушили свое слово, Фенрир сомкнул зубы, и Тиваз лишился правой руки. Асы прикрепили цепь Глейпнир к волшебной веревке по имени Гельгья, а ту пропустили в отверстие огромного камня Гьялль, до половины ушедшего в землю, и завязали крепким узлом. И, наконец, чтобы унизить Волка окончательно, асы вложили ему в пасть острый меч, рукоятью упирающийся в нижнюю челюсть, а острием — в верхнюю. Из раскрытой пасти Фенрира текут потоки крови и слюны — Виль и Ван, сливающиеся в широкую и стремительную реку Вон.

В день Рагнарёка Фенрир и впрямь вырвался на свободу, ибо Вирд разорвал его оковы. Выйдя на поле Вигрид, Волк убил своего кровника и палача Одина, как сказано о том в «Прорицании вёльвы»: «Радости Фригг близится гибель». Но сын Одина, Видар, отомстил за отца, разорвав Фенриру пасть и пронзив копьем его сердце.

У самого Фенрира тоже были дети: еще до того, как асы его сковали, он породил двух волков от Ангрбоды, Ведуньи Железного Леса (лесного края к востоку от Мидгарда). Эти волки, Хати и Сколь, преследовали солнце и луну соответственно. Смену фаз ночного светила объясняли тем, что волку Хати время от времени удавалось поймать луну, но затем снова приходилось ее выпустить. Наконец, в день Рагнарёка, в небе над полем Вигрид, волки окончательно настигли и сожрали луну и солнце. В списках погибших Хати и Сколь не значатся, поэтому можно предположить, что они пережили Рагнарёк.

Фенрир, подобно руническому символу Вольфзангель («волчий крюк»), олицетворяет такую судьбу, изменить которую невозможно. Его окружает какая-то аура неотвратимого рока, которую чувствуют все боги и, прежде всего, Один, потому что от судьбы Фенрира прежде всего зависит его собственная жизнь. Из пророчества вёльвы (по всей вероятности — Ангрбоды, матери Фенрира) Один узнал, что его сын Бальдр падет от руки своего брата Хёда; что плененные силы рёкков вырвутся на свободу и уничтожат богов; и, наконец, что сам он, Один, погибнет в гигантских челюстях Фенрира.

Таким образом, сковав Фенрира цепью Глейпнир, асы лишь отсрочили неизбежное. Это всего лишь один из примеров того, как боги в целом и Один в частности исполняют и осознают роли, назначенные им судьбой. Хотя роковая судьба, которую олицетворяет Фенрир, неизбежна, это не значит, что ее непременно следует понимать как поражение. Один из главных уроков рёкков заключается в том, что сама по себе эта жизнь — ничто, и все сущее может в любой момент сгинуть в пасти Фенрира. Поэтому задача живых — в том, чтобы сначала осознать эту истину, а затем собственными усилиями придать жизни достоинство и смысл, обрести которые без этих усилий она не может.

Образ Фенриса, угрожающего космической стабильности, был представлен в северных небесах созвездием «Большая Волчья Пасть» — группой звезд, охватывающей части современных созвездий Лебедя, Пегаса и Андромеды. Эта «Пасть» нацелена на Полярную звезду и соседствует с двумя рукавами Млечного Пути, которые мыслились как два потока — потоки слюны и крови, Вон и Виль, истекающие из пасти Фенрира.

Подобный образ космического волка не уникален для космологии рёкков: он встречается по всей Европе и Азии и даже в обеих Америках. В мифах славянского и балтийского регионов волк, которому предстоит в конце концов разрушить мир, прикован к центру неба — Полярной звезде, а сковала его Зоря — тройственная богиня судьбы, известная в странах Восточной Европы под разными именами. Рано или поздно волка спустят с его железной цепи, чтобы он исполнил волю Богини и поглотил мир. Этого волка отождествляли с современным созвездием Малой Медведицы, оконечностью «хвоста» которой служит Полярная звезда.

Об архетипической связи волка с Малой Медведицей и с сохранением космического порядка свидетельствует также учение греческих философов-киников — школы, основанной Антисфеном (учеником Сократа) и его последователем, мудрецом Диогеном Синопским. Киники считали себя сторожевыми псами богини: само их название происходит от греческого kynikos — «подобный собаке». Они почитали Полярную звезду, известную в то время под названием «Киносура» («Собачий хвост»), и верили, что, когда звезда эта сдвинется с места (то есть, когда пес будет спущен с цепи), миру придет конец. На Крите поклонялись звездной богине Киносуре, от имени которой и происходит упомянутое название и которая была также связана с Малой Медведицей.

В мифологии киргизов семизвездие Большой Медведицы мыслилось как отряд стражей, охраняющих двух коней (две самые яркие звезды Малой Медведицы), которых преследует космический волк. Когда волк догонит и убьет этих коней, настанет конец света.

Образ космического волка играл важную роль в идеологии монголов: они считали себя потомками лазурно-синего волка по имени Вечная Синева Небес, олицетворявшего небосвод. Это божественное происхождение оправдывало завоевательную политику Чингисхана, который даже народ свой назвал «синими монголами». В мифологии родственных монголам, но более древних тюркоязычных народов тоже фигурирует лазурный небесный волк, а их шаманская традиция схожа с формами шаманизма, бытовавшими в обеих Америках (и с шаманизмом рёкков), где волку, в свою очередь, отводилось немаловажное место. Например, в магии шайенов волк-предок отождествлялся со звездой Альдебаран, а его подруга, белая волчица, — со звездой Сириус.

Автор: Эбби Хеласдоттир (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Изображение
Ответить

Вернуться в «Мифология. Истоки веры»