чтобы иметь возможность общения на форуме, пройдите регистрацию.
зарегистрироваться сейчас

Мидсоммар

Ответить
Аватара пользователя
Talula
путник
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 20:14
Виды магии: Рунная магия
Контактная информация:

#1

Мидсоммар
Изображение

(по материалам книги Our Troth, перевод с английского – Традис. Редакция - Сигвальд Годи)

Мидсоммар (Середина Лета) – праздник Летнего Солнцестояния. Христиане назвали его “Ночью Св.Иоанна”(Джона,"St. John's Night"). Как самая короткая ночь года, это было (и есть) особо праздничное время для народов северной Европы. Праздник Солнцестояния - дата, колеблющаяся между девятнадцатым и двадцать третьим июня, и это время величайшей магии. Это праздник Солнца во свей его силе, торжество жизни, восславление Бальдра во всем его великолепии.


Традиционное празднование Мидсоммара имеет много общего с Остарой и Майским Днём. В Швеции “Майский Шест” (maypole), дерево или столб также устанавливают и в Мидсоммар. Олаус Магнус (Olaus Magnus) в 1500г писал, что люди приходили к дереву Мидсоммара молиться за силу полей, и клали на поля кресты из листьев, чтобы посевы росли с божьей помощью без ущерба от молний, грома или града. Во времена язычества такой обряд мог быть обращением за помощью к Тору, что бы защитить поля и освятить их его Молотом - чтобы посевы могли расти.
В Сконе (Skane, Швеция) существовал обычай сплетать большой венок из всех цветов и побегов, растущих в округе. Его подвешивали на шест, который двое мужчин или мальчиков несли на своих плечах. Снизу шеста было бумажное изображение квочки на яйцах. Двух “веночных мальчиков” сопровождали от шести до двенадцати “веночных девочек” в процессии вокруг селения. В Ютландии (Jutland) и Сконе парни и девушки дарили друг другу венки и носили этой ночью в знак привязанности (Олрик (Olrik) и Эллекилде (Ellekilde), “Мир Северных Богов” (Nordens Gudeverden), стр. 678-79).
Костер - очень важная часть этого праздника. Гримм (Grimm) комментирует, что “на севере Германии (костры) устраивали на Пасху, на юге в Мидсоммар…это всё зависит от народов Саксонских или Франкских… Однако, некоторые страны, такие как Дания и Каринтия (Carinthia, провинция на юге Австрии), таким образом отмечают оба праздника.” (“Тевтонская Мифология”(Teutonic Mythology), стр. 615). Главное различие, которое он отмечает, заключалось в том, что костры Пасхи (Easter, Остара) обычно разжигались в горах и на холмах – в диких местах – тогда как огонь Мидсоммара обычно горел на улицах и рыночных площадях (стр.626). В Дании, “Огонь св. Иоанна”, как предполагается, зажигался на кургане или ином возвышенном месте, сено или рожь были важной частью этого костра, и в некоторых местностях соломенная кукла, называемая “Дитя”, кидалась в пламя (Троельсен (Troelsen), “Северная крестьянская религия” (Nordisk Bondereligion), стр.70-71). Норвежцы тоже сжигали человекоподобную фигуру, называемую “старик” ("kallen", англ. the carle) или “старуху” ("kaellingen", англ. the carline) (Олрик и Эллекинде, “ Мир Северных Богов”, стр.671). В современном Асатру в некоторых общинах принято сжигать модели кораблей, связывая это с погребальным костром Бальдра. Ведь кроме светлой, этот праздник имеет и темную сторону: убийство Бальдра и начало убывания Солнца.

Солнечное колесо, подобное йольскому, также зажигалось на Мидсоммар. Гримм сообщает, что в городке Конц (Konz, Германия) делали такое колесо, которое, пылая, катилось вниз в Мозель (Moselle, река, протекающая по Франции, Люксембургу, Германии), и что если оно продолжало гореть, достигнув реки, это было знаком хорошего урожая вина и причиной великого ликования. (“Тевтонская Мифология”, стр.620). Скандинавские костры Мидсоммара очень часто зажигались на курганах и возвышенностях, Олрик и Эллекилде ссылаются на упоминание 17 в. про илдхоу "Ildhoj" (огненный курган, "fire-howe"), на котором это пламя зажигалось, что бы извести ведьм в преддверии урожая (“Мир Северных Богов”, стр. 670). Гримм так же упоминает всеобщую практику кидать травы в пламя Мидсоммара, и прыгать через него, как это делалось в Ночь Вальбурга.
В Дании существовала традиция перед заходом солнца на Мидсоммар украшать поля льна, раскладывая сверху зеленые ветки (в основном тополь). Промежуток времени, в течении которого листья остаются зелёными был признаком жизни льна, тополь же, как предполагалось, отваживал ведьм, причинявших вред урожаю. (Троельсен, “Северная крестьянская религия”, стр.68 ). Норвежцы, шведы и шведские финны развешивали листья и цветы всех видов (особенно рябину (rowan)) всюду по дому для защиты в эту ночь. Коровы украшались венками, которые помещали им на рога, потом венки развешивались в коровнике до следующего года. (Олрик и Эллекилде, “ Мир Северных Богов”, стр.676-77). В наше время это было бы и защитой против колдовства, и в той же степени - благословением животных.



Мидсоммар: обряд.

(по версии “The Troth”, США)

Празднование проводится вне помещения, если это возможно, где-нибудь, где удастся разжечь костёр. Вам будет нужен огонь, разожженный из девяти пород деревьев (включая, по возможности, можжевельник), рог, жертвеннаяя чаша, мёд или другой напиток по выбору, прутья для кропления, человекоподобная фигура из соломы (Карл), Майский шест или Дерево, установленное недалеко от огня, побеги полыни или другого растения для каждого. Обряд должен быть начат незадолго до заката. Следует договориться заранее, кто из женщин станцует с Карлом. По вашим предпочтениям вместо Карла может быть использован корабль, далее приводится и вторая форма обряда.

I
. Жрец/жрица совершают Обряд Молота
II. Жрец/жрица встают в позицию руны Eolh (Elhaz, ноги вместе, руки и голова подняты) и говорит:
Приветствуем тебя, Сунна! Сияй в своей мощи,
гоня лошадей в вышине.
Ранний и Быстрый,грозные, мчитесь в галоп,
везя щитоносную деву
по её священному кругу.

Приветствуем тебя, Тюр! Во время вершины Тинга,
у Ирминсуля, прадавнего древа.
Однорукий, связавший Волка, достойно оплативший клятву,
займи своё почетное место здесь!
(прим.букв. – высокое сидение, почетное место в доме)
(прим. - Мидсоммар приходился примерно на середину альтинга в Исландии, до 1000г. (принятия христианства) альтинг открывался в четверг между 11 и 18 июня (после 1000г. - между 18 и 24м). Продолжался же всеисландский тинг две недели, т.е. захватывал время Солнцеворота. Связь периода Мидсоммара с общими собраниями сохранилась, кстати, и на острове Мэн, где парламент (ведущий происхождение еще от эпохи викингов) каждый год 25 июня собирается на искусственном холме Тингвальд (равнина собраний, Пенник)).
Приветствуем тебя, Форсети! В истоке закона,
стоящий над текущими потоками.
Строитель моста, мудрец из блещущих высот Глинира,
дающий священные советы,
внушающий нам трепет ударом секиры.

Приветствуем тебя, Бальдр! Яркий в памяти,
сияющий в победе и мире.
Вершина надежды для посвященных Мидсоммара,
мы славим тебя, отважный герой,
мы приветствуем тебя в сокрытых чертогах,
сильное семя жизни.

Приветствуем тебя, Хеймдаль! Следящий с Небесных гор,
бело-сияющий страж богов,
высокомудрый бог рога, вершина всего яркого,
засвети здесь Радужный мост,
пролей на нас силу Дома Богов.

Тор, храни нас в вершину лета,
ото всякого вреда от града,

Фригг, благослови нас, пока лен растёт,
волосы Сив сияют в полях,
грудь Герд ярко украшена
и Фулла щедро одаряет всех.

Огни Фрейра и Фрейи будут зажжены,
мощно прорастая на земле,
где альвы съезжаются с песнями,
зеленым порастут наши поля!

III. Жрец/жрица зажигает огонь, говоря:

Ныне танец вокруг огня,
танец мощи вершины Мидсоммара!
танец на благо, против несчастья,
танец на радость всем богам здесь!
IV.Все танцуют вокруг костра и Мидсоммарского дерева. Если были сплетены венки, мужчины и женщины могут увенчать друг друга в это время. Женщина, которая была заранее выбрана, танцует с Карлом. Пока народ танцует, люди бросают свои стебли в огонь со словами:
“Всё горе сгорит с этой листвой!”
Большой Мидсоммарский венок можно пронести над огнём и вокруг дерева в это время.

V. Когда танец начинает замедляться, жрец/жрица останавливаются и наполняют рог мёдом. Он/а поднимает его, говоря:
Сияющий орлиный поток стекает здесь,
семя клюва Отца Побед.

Водан, пробуди нас мёдом, приводящим дух в движение!
Твой глаз пристально смотрит на нас в этот вечер,
зажги своим знанием эту ночь.

Все обитатели Асгарда, грозные, разделите мёд,
ваны, все-мудрые, примите свою часть.
Здесь мы пьём в честь священных богов,
с мощью, что ревёт в меду.
VI.Каждый произносит тост в честь одного или более богов/богинь. Жрец/жрица выливает остатки напитка в чашу и освящает знаком Солнечного Колеса, Молота и Валькнута. Он/а окропляет различные названные ниже вещи мёдом, со словами:

“Я освящаю алтарь в эту священную ночь. Дерево Мидсоммара, я освящаю тебя! Я благословляю тебя, Карл (или “корабль”), назначенный в дар, я благословляю горящее пламя. Здесь я благословляю все стороны -“

он/а кропит в восьми направлениях,

“то, что выше и то, что ниже. Я благословляю весь народ, собравшийся здесь”

Он/а окропляет каждого по очереди.

“Я приношу этот дар вам, все боги и богини!”

Он/а льёт из жервенной чаши, благословляя, напиток на Карла (или судно) и на дерево. Если мёда много, и фигурка Карла невелика, надо позаботиться, что бы он не намок и мог гореть.

VII.
а)Женщина, которая танцевала с Карлом, поднимает его, говоря:
“Я приношу моего жениха, моего Мимдсаммерского мужа, священного и благословенного, богам. Пусть он будет дан, что бы зеленела порослью земля, что бы благом приросли все наши труды!”

б)Двое мужчин выходят вперёд поднимают корабль. Кто-то один или оба, если у них есть практика и они хорошо могут говорить в унисон, произносит:
“Мы приносим судно к берегу, мы разворачиваем его носом к широким путям. Отправляйся в плавание, пылающий, дар богам – чтобы зеленью поросла земля, что бы благом приросли наши труды!”

VIII.
а)Жрец/жрица кладёт руку на Карла, произнося или шепча пожелания или благодарность богам/богиням. Каждый из присутствующих подходит и поступает так же в свой черёд, пока все не коснутся Карла. Жрец/жрица говорит:

“Вот все мы отдаём Мидсоммарского мужа! Мы возносим его вверх…”
Народ, все вместе, раскачивают Карла вверх и вниз…
“Мы возносим его для всех священных существ…”
Они раскачивают его вновь…
“Для всех богов и богинь!”
Присутствующие поднимают его и кидают в пламя. Когда он вспыхивает, все приветствуют и славят его.

б)Жрец/жрица кладёт ладонь на корабль, произнося или шепча пожелания или благодарности богам/богиням. Каждый их присутствующих подходит и делает то же, пока все не коснутся корабля. В этом случае люди могут написать свои просьбы или благодарности рунами на полосках бумаги, которыми можно нагрузить судно. Другие небольшие горючие дары, такие как колосья, цветы, янтарные бусы и так далее, так же можно положить на корабль в этот момент. Жрец/жрица говорит:

“Вот судно будет отправлено! Мы возносим его вверх…”
Народ, все вместе, раскачивают судно вверх и вниз…
“Мы возносим его для всех священных существ…”
Они раскачивают его вновь…
“Для всех богов и богинь! Пусть корабль отправляется в путь!”
Присутствующие поднимают корабль и кидают его в пламя. Пока он горит, все приветствуют и славят его.

IX.Когда пламя станет не таким высоим, жрец/жрица ведёт народ прыгать через огонь. Празднование и пирушка начинаются. Народ может просать кусочки еды и проливать немного своего напитка в Мидсоммарское пламя как небольшое жертвоприношение, или класть их у подножия Дерева Мидсоммара. Еду и венки также можно подвешивать на ветвях деревьёв поблизости как дары альвам.

X. Огонь Мидсоммара должен гореть всю ночь. Если это не возможно, когда его гасят, - как обычно, следует сделать это тщательно, что бы не осталось тлеющих углей под пеплом, - жрец/жрица должна произнести:
”Огонь, хоть и стихший в Мидгарде, пылает ещё в наших душах – священное пламя Мидсоммара, высокое пламя Мидсоммара. Освети нам лето, в любви и удаче - священное пламя Мидсоммара, высокое пламя Мидсоммара, зажги наши угли, как мы гасим твой свет - священное пламя Мидсоммара, высокое пламя Мидсоммара!”



:(с):

Источник: сайт Культурно-исторического центра "Рагнар".
Загадочный странник с печальным лицом,
Когда в последний раз ты видел собственный дом?
Ты должен идти туда, где властвует мрак,
Такая судьба твоя Ведьмак.
Ответить

Вернуться в «Мифология. Истоки веры»