чтобы иметь возможность общения на форуме, пройдите регистрацию.
зарегистрироваться сейчас

Турсы

Ответить
Аватара пользователя
Talula
путник
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 20:14
Виды магии: Рунная магия
Контактная информация:

#1

Турсы
.
Изображение
Театр, как известно, начинается с вешалки. Рассказ о турсах будет правильным начать с ворот в Йотунхейм. Это три огромные глыбы, которые чья-то ужасающая сила когда-то поставила на далёком востоке. Это межа, за которой человек никогда не покорит природу, за которой своей тайной жизнью живёт первобытный мир. Мощь увиденного там поражает – и чем дальше рассказываешь о стране великанов и их силе, тем отчётливее складывается ощущение пружины, которая вот-вот должна распрямиться и освободить эту силу.

Образ великанов – потомков первосущества Имира и его сына (Трудгельмира) и внука (Бергельмира) – слишком сложен, чтобы можно было полностью отождествить его с первобытным хаосом, злым архэ мира. Турсы воинственные, недалёкие, жадные и коварные, при этом они исполнены мудрости, силы, знаний о Вселенной, ведь их память хранит в себе образы времён, являющихся древностью даже для богов. Они – плоть от плоти хтонического плодородия и живородящей силы земли, которая позволяет им пасти огромные стада и варить (как и потреблять) больше всех пива (пиво для турсов – «чистая влага», аналог нашей «питьевой воды»).

Если проследить генезис верований жителей Скандинавии с Бронзового века до поздней эпохи викингов (около 1000 года), то можно сделать следующее предположение. Довольно длительный период Средней Бронзы древние скандинавы поклонялись силам плодородия. Такой вывод можно обосновать новым типом захоронения и погребений, новых мотивов в ритуальном искусстве, а также земледелием, начинающем вытеснять привычную охоту. Умершего кремировали (а раньше ингумировали), после чего его кости очищались от оставшихся тканей и укладывались в могилу. Символизм этого акта, должно быть, в том, чтобы вернуть плоть «по адресу», то есть земле. Большое количество фигурок, аналогичным «палеолитическим венерам», воинственных фаллических изображений с топорами (изображение в Симрислунде), иногда заведомо большим изображений людей, говорит о поклонении производящим хтоническим силам (vattir). Нужно сразу сказать, что свастики, молнии, спирали и птицы, являющиеся символами неба в ту пору, хоть и соседствуют с изображениями топоров и фаллических фигур с топорами, не производят впечатления картины аспектов одного божества неба или ряда небесных божеств. Топор же, как оберег вообще характерен для Бронзового века, а в болотах Дании были найдены замечательные большие топоры, вотивный характер которых бесспорен. СЯркий представитель такого типа подношений – топор из Вестероса. Поклонение же богу неба как таковому, оформилось в Скандинавии довольно поздно и ярко выразилось в культе Тора в конце эпохи викингов, когда этот бог стал носить характер «народного». В одной из саг есть упоминание о том, что Тор предлагал Христу поединок, но последний отказался (оригинальная авторская находка отразила обострившееся в ту пору противоборство язычества и христианства).

Поскольку любая традиционная культура является закономерным процессом развития архаичных форм, можно сделать вывод, что впоследствии ваны приняли на себя многое из того, что раньше было свойственно хтоническим силам. Плодородие, фаллический характер изображений Фрейра, женственность, воплотившаяся во Фрейе, были очередным витком развития и усложнения религиозной системы. Что же касается наиболее древних из vattir, то они, со временем, стали воплощать в себе осколок первобытного хаотичного времени, неразумной силы, одинаково способной и породить, и уничтожить. Так, в сознании людей, древние образы, всё дальше отдаляясь, стали злыми турсами и ётунами, вечными противниками богов.

В самой Эдде есть косвенное подтверждение этому – Один, Вили и Ве творят Вселенную из убитого Имира, а спасшемуся от потопа Бергельмиру с женой и детьми указывают жить в Утгарде, который расположен где-то далеко на востоке («там, где огорожено»). Так поэтически отразилось изменение религиозного сознания древних скандинавов, в котором главные роли стали на протяжении долгого времени играть боги плодородия и бог мёртвых (ваны и Один). Старые силы природы были отодвинуты на второй план, всё больше приобретая черты антагонистов порядка мироздания. Топор же постепенно влился в ряд символов неба, впоследствии став молотом, атрибутом Тора, защитника богов и людей. Однако исходный символизм топора исходит как раз оттуда, из-за громадных ворот Йотунхейма, точно так же, как и руна Турс была связана с Тором уже в поздних интерпретациях. Турс – абсолютное проникающее воздействие, шип, топор, оставляющий рану для дальнейшего проникновения («режу я Турс и ещё три – похоть, безумие и беспокойство»). Очевидно, формой этой руны послужил культовый топор эпохи Бронзы. Турс это и врата, шаг за которые становится, иногда, необратимым.

После вынужденного принятия условий Одина, турсы и ётуны, потомки Трудгельмира и Бергельмира, всё больше теряли черты древних сил плодородия и превращались в злобные и коварные силы природы – таковы Хресвельг, Мёккуркальви. Чаще, в таком качестве встречаются они в узловых местах сюжета Эдды – потомство Локи, поездка Тора за котлом для пива, рыбалка Тора и т.д. В качестве хранителей древней памяти выступает Вафтруднир, соревновавшийся с Одином в полноте знаний о мире. Мёд поэзии похищает у турсов Один, этот сюжет часто встречается в искусстве северной традиции.

Взаимоотношения богов и турсов не всегда сводятся к откровенному противостоянию. Среди асов и ванов многие имеют кровное родство с детьми Имира, а некоторые из гигантов открыто дружат с богами (Эгир, владыка морской пучины). Сам Один наполовину турс, его мать, великанша Бёстла, зовётся иногда «матерью всех асов». Тор – главный противник великанов – рождён Ёрд (Землёй) от Одина, и сам Рыжебородый имеет любовницу Ярнсаксу из турсов, которая родила ему Магни. Скади, пришедшая в Асгард мстить за отца Тьяцци, стала женой Ньёрда. Сама по себе Скади, очевидно, является очень древним божеством – лыжница, лучница, охотница, она олицетворяет собой охотничью и кочевую древность Скандинавии. Она, как и топор, архетип очень древних времён, которые старше стен Асгарда.

Таким образом, можно выделить два разных контекста турсов – культурологический и сакральный. Первый был вкратце описан выше. Безусловным олицетворением разрушительных сил и первобытного хаоса великаны являются, скорее, при втором. Во многом это связано с дуализмом в сознании многих асатруа, полярностью мироощущения, а иногда откровенным незнанием и сакрального первоисточника, и культурных артефактов.
Центральным узлом в германской мифологии является Рагнарёк, Рагнаради, Рок Владык. Асы и ваны, создавшие дом на вулкане, пытавшиеся обуздать и обмануть силы, которые старше их, видят закономерный итог своих действий. Теперь им остаётся только вступить в последний бой. Вырывается из пут Фенрир – воплощение злобной неразумной мощи турсов, Йормунганд всплывает из пучины и сжигает землю ядом, освобождается Локи, он же возглавляет Нагльфар, а из Муспелля скачут к Вигрид, полю Последней Битвы, огненные дети Муспелля, во главе с Суртом. Рушится мост Биврёст, сожраны солнце и луна чудовищными волками, и в огне Сурта гибнут Девять Миров. Миру суждено возродиться, но перед этим он будет выжжен дотла. Таков катарсис в северной традиции.
Таков реванш хтонических сил, без которого было бы невозможным возвращение светлого Бальдра и возрождение Вселенной.



автор Thorri. статья взята с http://trothborg.ru/troth3.html
Загадочный странник с печальным лицом,
Когда в последний раз ты видел собственный дом?
Ты должен идти туда, где властвует мрак,
Такая судьба твоя Ведьмак.
Ответить

Вернуться в «Мифология. Истоки веры»